Russian

Религия, мобилизация ресурсов и ограничения свободы совести

Религия, мобилизация ресурсов и ограничения свободы совести

Интервью с Брайаном Гримом, директором Департамента международных исследований Форума по вопросам религии и общественной жизни Исследовательского центра Пью. Интервью подготовлено Рафаэлем Маркетти специально для wpfdc.org

В этом интервью Р. Маркетти и Б. Грим рассуждают о присутствии религии в современном обществе, усилении религиозного фактора в последние двадцать лет и взаимосвязи между религией и политикой. В ходе беседы они также затрагивают проблемы корреляции между религиозным плюрализмом и социальной стабильностью, усиливающихся ограничений свободы совести в различных регионах мира и говорят о феномене транснациональной религиозной мобилизации.

Read more...
З.А. Сокулер

Понимание «диалога» и «другого» в философии диалога

31 мая 2012 года Мировой Общественный Форум "Диалог Цивилизаций" и Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова провели научный семинар "Философия диалога и диалог цивилизаций" (http://new.philos.msu.ru/news/item/seminar_filosofija_dialoga_i_dialog_civilizacii_1307/)

Предлагаем Вашему вниманию доклад профессора З.А. Сокулер, сделанный на этом семинаре.

Читать текст доклада

Эдриан Пабст, преподаватель политологии Университета Кента, Великобритания, приглашенный профессор Института политических исследований Лилля (Sciences Po) и IBS в Москве

Папа Франциск, экуменический вектор и интегральный гуманизм

Эдриан Пабст, преподаватель политологии Университета Кента, Великобритания, приглашенный профессор Института политических исследований Лилля (Sciences Po) и IBS в Москве, специально для wpfdc.org

19 марта Папа Франциск вступил на престол и стал 266-м понтификом, последователем Святого Петра. Это произошло во время священной Литургии, которую посетили Митрополит Илларион и Варфоломей I, духовный лидер восточного Православия и первый православный Патриарх, посетивший инаугурацию Папы Римского начиная с Великого раскола 1054 года.

Понтификат Франциска во многом должен способствовать возрождению экуменических воззрений с перспективой более широкого и глубокого продвижения идеи христианского единства по всему миру. Это, в свою очередь, станет серьёзным подспорьем для сторонников идей интегрального гуманизма и блага, которые одни способны противостоять современному постгуманистическому релятивизму и олигархии.

Read more...
Рафаэль Маркетти, профессор международных отношений Университета LUISS, Италия

«Налог Тобина» в Евросоюзе: парадоксальное балансирование между антиглобализационной социальной справедливостью и гармонизацией мирового рынка

Рафаэль Маркетти, профессор международных отношений Университета LUISS, Италия, специально для wpfdc.org

Идея введения небольшого налога на переливы капитала из одной валюты в другую была впервые предложена будущим лауреатом Нобелевской премии Джеймсом Тобином в 1972 году. В своей оригинальной формулировке закон соответствовал нормам здравой экономической политики. Он служил эффективным средством борьбы с негативными последствиями краткосрочных валютных спекуляций, ознаменовавшим конец Бреттон-Вудской системы и, как следствие, неустойчивость международной финансовой системы -  прямыми следствиями решений, принятых Никсоном в 1971 году.

Только в девяностых годах, благодаря повышенному вниманию общественных организаций, налог стал рассматриваться в качестве важного фактора сдерживания мировых финансовых операций (не только валютных) во имя демократичного государственного регулирования и появления дополнительных доходных статей бюджета во имя справедливого распределения средств. Изменения в сути налога, вызванные активной гражданской полемикой по этому вопросу, были столь существенны, что позже сам Тобин отрёкся от него.

Read more...
Эдриан Пабст, преподаватель политологии Университета Кента, Великобритания, приглашенный профессор Института политических исследований Лилля (Sciences Po) и IBS в Москве

Почему мы не живём в десекуляризованном или постсекулярном мире

Эдриан Пабст, преподаватель политологии Университета Кента, Великобритания, приглашенный профессор Института политических исследований Лилля (Sciences Po) и IBS в Москве, специально для wpfdc.org

Начиная с девятнадцатого века, эксперты в области религии утверждают, что становление модернизма неотделимо от общественного отказа от религии и повсеместного распространения секуляризма. В 1960-х годах критики начинают говорить о совместимости модернизации и веры и о современном возрождении религии, как символе грядущей десекуляризации мира. Если модернизм был преимущественно секулярным, постмодернизм в свою очередь обладает существенным религиозным измерением.

В своей предыдущей статье я отметил, что современные веяния, подобные идеям о «возвращение Бога», несколько ошибочны, так как они не уделяют должного внимания существенной роли религии в современной политике, как национальной, так и мировой. Что действительно поменялось в сравнении с эрой постшестидесятых, так это утрата доминантного статуса секуляризма и как идеологии, и как общественно-культурной реалии (пусть даже он всё ещё преобладает в некоторых частях света, включая большую часть Европы и оба побережья США). Вера вновь становится всё более значима и влиятельна.

Read more...
Рафаэль Маркетти, профессор международных отношений Университета LUISS, Италия

Возможности и риски в отношениях между государственными институтами и гражданским обществом

Рафаэль Маркетти, профессор международных отношений Университета LUISS, Италия, специально для wpfdc.org

Отношения между государственными институтами и организациями гражданского общества в последние десятилетия существенно интенсифицировались. В целом, однако, это взаимодействие не обсуждалось, и не было достаточно полно осмыслено в общественном мнении, поэтому его последствия зачастую недооценивались, а то и вовсе упускались из виду, что привело к возникновению опасных заблуждений.

Преследуя разные цели, политическим деятелям и общественным активистам все чаще удается достичь пусть и неустойчивого, но все же приводящего к весьма существенным результатам компромисса. Эти интенсивно активизирующиеся отношения приносят свои плоды, строясь на фундаменте той политической системы, в которой мы жили в прошлом веке. Считается, что в том или ином виде происходит глубокая трансформация самой природы политической системы (особенно ее международной составляющей). Эти радикальные преобразования могут как привести к социально-политическим выгодам, так и повлечь за собой серьезные политические издержки. Поэтому возникает необходимость серьезного изучения этой проблемы.

Read more...
Эдриан Пабст, преподаватель политологии Университета Кента, Великобритания, приглашенный профессор Института политических исследований Лилля (Sciences Po) и IBS в Москве,

Бог вернулся? Устойчивое присутствие религии в мировой политике

Эдриан Пабст, преподаватель политологии Университета Кента, Великобритания, приглашенный профессор Института политических исследований Лилля (Sciences Po) и IBS в Москве, специально для wpfdc.org

В последнее время стало модно говорить, что «Бог вернулся» и что религия «возвратилась» в мировую политику.  Но эти и подобные утверждения не столько отражают реалии современности, сколько свидетельствуют о глубоко укоренившихся заблуждениях об окружающем мире. Идея возрождения Бога связана с предположением, что Бог умер (Фридрих Ницше) и что в истории наблюдался позитивистской переход от Откровения через метафизику к науке (Огюст Конт). Последовавшее за этим разочарование мира (Макс Вебер) оттеснило разоблаченную религию, освободив дорогу инструментальной рациональности и максимизации экономической полезности или гедонистического счастья. Важно отметить, что возвращение Бога в международные отношения предполагает, что линейный процесс модернистской секуляризации был обращен вспять схожим линейным процессом постмодернистской де-секуляризации и что мир перешел от светского к пост-светскому периоду истории.

Read more...
Рафаэль Маркетти, профессор международных отношений Университета LUISS, Италия

Переход к Новому мировому порядку? Многообразие транснациональной деятельности и споры о глобализации

Рафаэль Маркетти, профессор международных отношений Университета LUISS, Италия, специально для wpfdc.org

Политика – это противостояние теорий общественного устройства, а также инструмент их сочетания в целях организации мирного сосуществования различных сообществ.

Традиционный уклад, ограниченный рамками политических сообществ, уступает место достаточно сложному, комплексному механизму, взаимосвязи между элементами которого, и транснациональные взаимодействия приобретают всё большее значение.

Как следствие, споры о способах организации общественного устройства,  традиционно ведущиеся на национальных площадках, сегодня переносятся на международный и транснациональный уровень.

Ведущую роль в этом процессе приобретает противоречивый феномен глобализации. Его значение настолько велико, что традиционное политическое деление на правых и левых теряет всякий смысл, если не рассматривается в контексте глобализационного дискурса.

Read more...
Эдриан Пабст, преподаватель политологии Университета Кента, Великобритания, приглашенный профессор Института политических исследований Лилля (Sciences Po) и IBS в Москве

Давос или разрыв между финансовой системой и моральной экономикой

Эдриан Пабст, преподаватель политологии Университета Кента, Великобритания, приглашенный профессор Института политических исследований Лилля (Sciences Po) и IBS в Москве, специально для wpfdc.org

Опубликовано 28 января 2013 г.

На этой неделе политическая и экономическая элиты мира собираются в Давосе, и основной темой обсуждений становится обеспечение начавшегося восстановления экономики и содействие «устойчивому динамизму» – именно так звучит девиз Всемирного экономического форума в этом году. Беда в том, что в основном в обсуждении превалируют ориентация на получение краткосрочной прибыли, нежели на благосостоянии людей и планеты в долгосрочной перспективе, а также сведение причин финансового кризиса к неэффективности законодательства и регулирования.

Read more...